Пилотаж. Правильные решения.

Читал нудные баталии на forum.rcdesign.ru, что надо покупать и в какой последовательности, для первого полета на радиоуправляемом вертолете. Более-менее взвешенный подход обнаружил здесь.

Короче, мой путь не-джедая (ну почти последовательно по мере обучения/сборке):

  • аппаратура (пульт, джойстик и т.д.) – взял недорогую семиканальную с небольшим запасом на будущее, для управления моделью без говернера (средства поддержания постоянных оборотов) – по факту остановился на Futaba 7C 2.4GHz, с прицелом в будущем на более совершенную модель Futaba 12FG. Приемник – R617FS 7-Channel Receiver (опять-таки – минимум для управления ДВС-моделью с небольшим запасом). Покупалась в первую очередь, с прицелом на симулятор. Питание – штатная батарейка NiMH… Пока – с головой. Проблема с этой аппаратурой – неотключаемый радиомодуль. Судя по всему – проблема не решаемая, так задумано авторами 😉 Шнурок для FMS – ACE R/C – за 750 р. – ничего не надо паять, сразу готово к работе.
  • симулятор – без комментариев – Феникс-Sim. Нравиться – единственный сим, “налет” в котором на человека заканчивается окончанием симуляции. По качеству физической модели ничего (пока) не могу сказать – дайте время, сейчас разобрался с полетными режимами, уже становиться интереснее 😉
  • собственно вертолет – Raptor 50 Titan Kit 4853-K11. Весь в пластике, простой (кхм) в сборке и настройке, с легко доступными з/ч. Мотор, который не даст “перекрутить” (и – как следствие – разрушить) лопасти и саму “тушку” в целом.
  • сервоприводы – относительно недорогие цифровые HiTec (все в круговую – целых четыре 😉 – кроме хвоста) – крен/тангаж – HS-5625MG, коллективный шаг – HS-5985MG, газ – HS-6965HB (карбон, очень шустрая) – с ними ключевая проблема – выдержать необходимые по инструкции 10,5 мм на установку шарика линка (тяги) на саму “качалку” (пластиковую плашку, которая одевается на ось сервопривода). В частности, выяснилось, что качалки от Futaba не подходят на HiTec (ну и наоборот – что, кому-то это было очевидным? мне лично – нет).
  • гироскоп – Futaba GY-401 + Futaba 9254 – недорогая и практичная, простая в настройке связка.
  • питание борта – Sanyo 1600 Ma*h 4.8V NiMH – на первое время пойдет, дальше, конечно, будет литий-полимер стоять.
  • ИНСТРУМЕНТ. Я “накосячил”, понадеявшись на уже имеющиеся у меня наборы ключей и отверток. В результате поимел несколько совравнных головок шурупов на борте. Заменил, и купил нормальный (читай) дорогой инструмент. Можно разумно экономить на всем, что угодно – только не на инструменте.

Короче, если есть желание проводить по несколько часов за столиком, слушая мерзкое пищание аппаратуры – вертолет Вам подходит (у меня до полетной практики еще дело не дошло 😉 ).

Еще одно “короче” – несмотря на наличие инструкции по сборке и на русском языке, в целом – ей можно лишь приблизительно следовать (в части настройки)… К сожалению? Не совсем – в процессе сборки хоть немного начинаешь понимать, что означают те или иные настройки аппаратуры применительно к физической модели. Так что я не согласен с тем фактом, что сначала (много ранее) надо покупать аппаратуру и симулятор, а лишь потом покупать тушку и начинать ее собирать/поднимать – наличие “тела” позволяет осознать некоторые очевидные вещи и правильно настроить сим – под себя и под модель.

Если кому-то интересно – могу продолжать про детали сборки.

Огромное спасибо за (читай – непрерывную!) помощь Владимиру из магазина “Модельный мир” – именно по его советам (скажем прямо – в некотрых местах – по его прямому указанию 😉 ) и покупалось все хозяйство – да и всем сотрудникам это ценного магазина – СПАСИБО!

Leave a Reply