Пилотаж. Про настройку Thunder Tiger 50 PRO-H.

Найти вменяемые комментарии про настройки мотора на русском языке – я не смог. Я не умею пользоваться гуглом, признаю. И не надо 🙂

Итак. Продолжая записки новичка. Закуплен термометр. На радостях зарегулировал двигатель. До 147 градусов 8) Блин, за малым не спалил…

Остановился. Дождался спецов, получил втык за кривые настройки. Вернул все на место. Разобрался (чуть-чуть) с настройками. Спустился до 100-120 градусов (вроде как приемлемо). Далее – все глубокое ИМХО, так как возможностей “запороть” мотор неверными регулировками – миллион и еще один случай.

Термины – ключевые слова при настройке – упростил как смог:

  • смесь – микс воздуха из-за борта + топлива из топливного бачка; готовит смесь карбюратор;
  • карбюратор – труба, система впрыска смеси в камеру сгорания – состоит из воздушной заслонки для ограничения доступа воздуха и системы игл/шариков/етц для регулировки количества поступаемого топлива;
  • “бедная” смесь – мало топлива, много воздуха = высокая температура+большая мощность;
  • “богатая” смесь – много топлива, мало воздуха = низкая температура+меньшая мощность;
  • эволюция, переходной режим – резкий рывок газа вверх/вниз (я не уверен, что это правильное определение);
  • закручиваем – по часовой стрелку;
  • откручиваем – против часовой стрелки;

Мотор всегда находится между двумя состояниями “бедной” и “богатой” смеси, балансируя на своем оптимуме производительности при постоянной температуре. Судя по всему, двухтактный двигатель без принудительного водяного охлаждения идеально настроить не удастся – он всегда “плавает” по температуре (в результате необходимы постоянные изменения в составе смеси) из-за изменяющихся внешних условий… Но нас это не пугает 🙂 И – кстати – “фенечки” аля КарбСмарт или гувернер – я вообще не рассматриваю – для меня просто НЕ АКТУАЛЬНО.

А теперь о настройках – есть две иглы:
DSC_0082.JPG
картинка 1

… Needle Valve (игольчатый вентиль, основная игла)…

… игла (винт?) качества смеси.

Первая регулировка – самая доступная физически (см. картинку 1) и самая простая. Ее-то я и умудрился разрегулировать в “хлам”, сильно забеднив двигатель. Эта регулировка носит количественный характер настройки – сколько именно топлива поступит в двигатель (обратите внимание, где именно оно стоит).

Итак, явные признаки слишком “бедного” мотора: не дымит – четко видно визуально, после обкатки вы это сразу заметите, греется (на картере палец больше удержать нельзя, на головке блока температура достигает >140 градусов), работает с перебоями – на слух как бы короткие “сухие” хлопки.

Возвращаемся на исходные позиции – крутим штуку на картинке 1 против часовой стрелки (закручиваем БЕЗ фанатизма) до УПОРА. По инструкции ВЫКРУЧИВАЕМ на 2,5-3 оборота. Я же своими “игрищами” закрутил иголку на 1,5 оборота от заводской позиции – СИЛЬНО забеднив мотор, что привело к перегреву (не фатальному, как выяснилось). Заводимся, поднимаемся. Летаем кружок-другой-третий. Температура будет (должна быть) в районе 90-110 градусов (за бортом, между прочим, около +35 градусов). Меньше 90 градусов – закручиваем – на один щелчок (буквально!). Больше 120 – откручиваем на один щелчок. Заводимся, поднимаемся. Летаем кружок-другой-третий. И так далее – до получения желаемой температуры.

Настройка же второй иглы (болта со шлицам внутри качалки газа) – мне как новичку – не актуальна. Но пару слов про нее тоже можно сказать – важна при переходных процессах и под нагрузкой, так как судя по реакции определяет качественный состав смеси. Выражается, например, на холодном двигателе в его остановке при попытке раскрутить ротор… Сдвинул иголку на 1/4-уй по часовой – в результате имею плавный запуск двигателя, очень равномерный и размеренный. Ручка газа/питча приходится сдвигать на аппаратуре на 2-3 деления вверх при холодном старте (что не смущает) – после прогрева мотора все становиться на круги своя. Подход при настройке – аналогичный настройке основной иглы – итерации, итерации и еще раз – итерации – раз за разом до желаемого результата! По не проверенной информации – установка по умолчанию (ок, заводская?) – 1,5 оборота от полностью закрученного состояния.

Мораль – проста – вот небольшой список (моих ошибок):

  • делать все без лишней спешки
  • каждый раз проверять внесенные настройки В ПОЛЕТЕ – иначе все наземные настройки попросту БЕСПОЛЕЗНЫ
  • не крутить ЛЮБЫЕ иглы более чем на один щелчок / 1/8 полного оборота
  • запоминать/записывать все итерации

Если все это делать – не будет вопросов “почему у меня на двигателе 180 градусов?!” или аналогичной “ботвы”.

ЗЫ: за помощь в настройках отдельные благодарности Владимиру из Модельного мира (традиционно 🙂 ) и Сергею с его мега-трактором 🙂

One thought on “Пилотаж. Про настройку Thunder Tiger 50 PRO-H.”

Leave a Reply