Skip to main content

RC Futaba CGY750 2.00 f/w диванизъм

draft v.01 TBD !!!

Итого, наконец-то, по следам инструкции и видео от Ника, кое-как разобрался и сложил в кучу представления. disclaimer в самом низу, все вопросы – туда 😉

Выкидываю предварительную версию, там еще писать и писать, Futaba тем временем выкатит следующую прошивку, пока я найду время выложить оставшиеся 90% информации.

Было: изначально система реактивная, то есть динамически реагировала на изменения в пространстве и управление, выполняя определенные действия по стабилизации, постфактум – работа по принципу случилось-сделаем (как бы попроще). Стало: система стала в бОльшей степени проактивная, то есть появилась дополнительные режимы работы прекомпенсаций, работает по принципу случится-сделаем-случилось. Собственно, это самое ценное изменение в прошивке.

Стало: добавили т.н. Condition (условия), в количестве двух штук (больше, судя по всему, не влезло в память модуля). Работает очень просто (я не вкурил, зачем столько времени тратят на пояснения, как их использовать) – 15 параметров, 2 набора значений, 2 условия включения. Собственно, все. Прочитал – сам запутался – и забыл – это действительно просто, удобно, например, гонять GV.Gain, имея заведомо безопасное значение и оптимизируемо-прогнозируемое, которое потенциально “заведет” вертолет на перекладках. Бонус! Надо понимать, что значения Flight Condition (N/I1/I2/I3/H) остались на месте и никуда, понятное дело, не делись, переключаются точно так же, как и раньше.

По порядку, по меню 😉

SWASHset Basic

StupStyl, Setup Style, по-русски Стиль Настройки, чтоб его.
3D – новый режим работы прошивки, с большим количеством внутренних оптимизаций, режим 2.0, с меньшим количеством вытащенных в меню параметров. Рекомендованный режим, от лучших пивоваров самой Futaba.
F3C – “старый” режим работы прошивки. Ник делает упор на этот момент – нравится, как летает и как настраивается 1.4 f/w – ставьте F3C. Ну и обратите внимание на последнюю страницу рук-ва пользователя.

Важное замечание: F3C и 3D – это только названия, никакого фактического отношения ни к стилю полета, ни к дисциплинам они не имеют! Японцы те еще кони, ну да что поделать.

Opr.Mode – Gyro+Gov подразумевает работу встроенного говернера, Gyro+THR – проброс газа as is в порт Throttle, Gyro+H4 – подключение второй сервы крена (особый тип тарелки).

ServoTyp – тип и частота работы серво. Мутный параметр, на Hitec и футаба ставлю DG:285Hz и забываю о нем.

SWASHTyp – спасибо, кэп, не надо комментариев, мы и так все знаем. Наш случай – H3-120/140 в подавляющем большинстве случаев, на R50T H3-90. Поменял – купил – все пункты ниже ставятся в исходные значения, надо проходить все меню целиком.

ServoDir Comb# + SWS.Dir: PIT/ELE/AIL +/- (Swash Direction): где какая серва стоит и в какую сторону движется. Все просто, сначала выбираем нужный ServoDir (тарелка двигает нужными сервами, не обязательно в правильном направлении), затем реверсируем-инвертируем направление движения в трех следующих меню.

AIL/ELE/PIT.Ntr – нечего добавить. За исключением того момента, что теперь крайне важно выставить 0 именно в ноль для корректной работы прекомпенсации. То есть ноль на кривой шага (если говорим про Futaba) должен быть равен нулю на лопастях на 110%.

SWS.Rate (с конями!с условиями!) – тот самый САМЫЙ ВАЖНЫЙ параметр 😉 В действительности, это базовый параметр работы циклика, который фактически определяет дальнейшее поведение той самой волшебной проактивной системы CGY750 2.00 в полете. Стр. 11 мануала, который никто никогда не читает, говорит о том, как надо правильно выбирать данный параметр в зависимости от размера вертолета, а Ник делает упор на будущий траблшутинг – неверный-некорректный параметр сильно попортит настроение в дальнейшем. Так сказал Ник 😉 Dual Rates (DR) должны быть равны 100%.

Итого:
800 размер – 10 градусов
700 размер – 9 градусов
600 – 550 размер – 8 градусов
500 размер 7 градусов
450 и меньше – 6 градусов

PIT.Rate – все вышесказанное в предыдущем абзаце относим и сюда. За исключением фактической настройки – смотрим по механике, а не по доке (там нет вроде ничего путного насчет этого параметра). Логично почитать инструкцию – там сказано, что оптимальное значение коллективного шага находится в пределах от +/-10 до +/-12 градусов фактически для всех применений.

SWS.Ring – прибираем заедания-звон серв в крайних положениях, выставлять по вкусу до отсутствия “зуда” на тарелке.

AGy.Dir/EGy.Dir – все просто, направление компенсации, неправильно выставил – купил разбил модель. Наклоняем вперед – тарелка идет назад, влево – тарелка – направо. Нечего добавить.

STK.Dir AIL.Rt/ELE.Bk – разночтения убраны, здесь все прозрачно. Тянем крен вправо – нажимаем Set, следующий параметр – тянем тангаж назад (вниз, как угодно) – нажимаем Set. Судя по ремарке Ника про DR – запоминаются и направление, и численное значение. DR = 100%! Вопрос закрыт 😉

Pit.Low/Zero/High – шаг – низ-серединка-верх. Формальный пункт для Futaba, в общем-то (большое значение имеет, если передатчик – JR – там центры несколько сдвинуты).

S.Bus Basic

Собственно, все (почти) по-старинке. За исключение двух важных пунктов.

**SBus.CN9 AGn: 9ch, RotHD.Gn – **теперь “чуйка” гироскопов крена-тангажа прилетает по одному каналу. Раньше Ник советовал использовать один канал в передатчике для обоих значений (менять оба два сразу, хех). Теперь этот момент зафиксирован в прошивке – раздельно чуйку менять нельзя, они прикручены к одному каналу. Важный нюанс при настройке.

SBus.CNB Cnd: DG1 – модная штука, переключение банка условий C1/C2. Рекомендовано использовать DG1 или DG2 в передатчике.

SWASHset Detail

Собственно, для чего это сделано. В идеальной ситуации совершенно вся механика у нас идеально выровнена, выставлена, нет люфтов и прочих мехнических косяков. Но такие кони бывают только в вакууме, потому специально для реальных условий в Futaba добавили это меню. Фактически это тонкие настройки CCPM-миксера.

**PIT->AIL / PIT->ELE **– двигаем коллективный шаг, убеждаемся, что тарелка на всем ходе (от -100 до +100) движется совершенно горизонтально, если нет – изменяем эти значения.

AIL->PIT / ELE->PIT – двигаем креном-тангажом, смотрим, что коллективный шаг не изменяется в процессе перемещения и в крайних точка. Ник советуется использовать лайфхак – маркером помечаем линию на “шаре” тарелки и валу – в процессе перемещения “шар” должен оставаться на месте.

ELE->AIL – аналогично. Тарелка должна стоять как вкопанная.

SWcp.AIL

CpA.Dir

SWcp.ELE

CpE.Dir

More to come, stay tuned 😉 Времени не хватает катастрофически, но я постараюсь на выходных собраться с мыслью и сделать-таки обновление поста, оборванного на середине. Начало положено – и это главное 🙂


Disclaimer: тот самый мерзкий текст, написанный мелкими, трудно читаемыми буквами, и, да – это в прямом смысле записки диванного теоретика от RC, потому как моего опыта (точнее, его отсутствия) абсолютно не хватает для проверки ВСЕХ исключительных параметров исключительно кастамизируемой системы FBL японской компании Futaba – со всеми вытекающими японскими последствиями, как то перевод сначала на английский, а потом – на русский. Более того – я принципиально не меняю и не сравниваю данную систему ни на какую другую. Соотв., если кто-то задумает применить настройки, написанные на моем “корявом” переводном руджине, или использовать их как базовые настройки, не считая нужным читать первоисточник (в моем случае я считаю первоисточником только английскую версию) – в случае наступления нежелательных последствий прошу указать, где именно в переводе я допустил неточность ; – ) Ну и принять мой полный отказ от ответственности : ) Удачи!